Русский клуб бартитсу

СТИЛЬ ОТ ШЕРЛОКА ХОЛМСА

С.Мишенев

«Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками… Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приемами японской борьбы «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу. Я сумел увернуться от него…»
Пожалуй, эти строки Конан Дойля, еще 20 лет назад, были единственным источником информации об этой загадочной экзотической борьбе. По крайней мере, в СССР. Миллионы советских мальчишек вчитывались в каждую букву этого скромного описания, пытаясь расшифровать таинства неведомого боевого искусства. При этом, многие считали такую борьбу просто выдуманной.
А в 1980 году с этим же вопросом столкнулся режиссер Игорь Масленников, работая над популярным фильмом о приключениях Шерлока Холмса «Смертельная схватка». Как можно было создать на экране борьбу (выдуманную, как полагал и сам Масленников), которая была бы не похожа ни на какую другую? Игорь Федорович постарался на славу! Собственноручно, вместе с исполнителем главной роли Василием Ливановым, он придумал несколько характерных движений («паукообразное» шевеление пальцами, пара захватов, удар головой) и поставил драматический бой на фоне грозного Рехинбахского водопада. Так и хочется повторить за персонажем Василия Ливанова: «Прекрасно выбрано место!»
Да вот только кроме места, хотелось бы, все таки, и с борьбой поточнее разобраться. Что же это за зверь такой – «баритсу»? И было ли такое вообще, или это всего лишь допустимая писательская фантазия?
Оказывается, было! Только вот, не совсем баритсу.
В марте 1899 года, английский журнал «Персона Лондона» опубликовал небольшую статью «Новое искусство самозащиты». Автор статьи, железнодорожный инженер Эдварт Уильям Бартон Райт писал, что, проведя долгие годы в путешествиях, он сумел синтезировать многие виды боевых искусств мира и создать свой собственный, уникальный и, естественно, неотразимый стиль. Для названия такого стиля, Бартон Райт составил особую аббревиатуру, соединив первый слог своего имени (Барт) и последнюю часть названия модного в то время боевого искусства джиу-джитсу (Итсу). Получилось звучное и колоритное словечко «бартитсу».
Бартитсу действительно состояло из многих видов популярных единоборств. Руки нового бойца работали как в английском боксе, ноги как во французском савате, броски, захваты и удушения были взяты из арсенала дзюдо и джуи-джитсу, а техника боя тростью оказалась заимствована непосредственно у швейцарского фехтмейстера Пьера Вини.
Вскоре после этой статьи (буквально в том же году), Бартон Райт издает целую книгу «Как сделать себя сильным человеком», в которой подробно излагает принципы своего боевого искусства. Эти принципы просты – стараться выводить противника из равновесия, максимально сковывать его движения с помощью правильных захватов (преимущественно за конечности), действовать на опережение, использовать его же силу против его самого…
При этом автор не устает напоминать читателям об удивительной эффективности нового стиля, проявленной в его собственных героических приключениях: «За время моего долгого пребывания в Португалии на меня неоднократно нападали люди, вооруженные ножом или посохом длинной в шесть футов, но всякий раз я успешно обезвреживал противника, оставаясь невредимым, хотя у меня в руках не было даже трости».
Действуя как грамотный продюсер, на следующий год после выхода книги, Бартон Райт устроил грандиозное шоу, демонстрируя лондонской публике отдельные приемы и целые показательные бои. В дальнейшем, такие выступления стали регулярными, причем Райт часто выставлял против своих бойцов японских мастеров дзюдо и джиу-джитсу.
Современные историки бартитсу склоняются к мнению, что именно в том самом, 1900 году, Артур Конан Дойль посетил выступление Бартона Райта и запомнил странное название новой борьбы. Запомнил, как мы теперь знаем, не совсем точно. До написания Конан Дойлем рассказа «Пустой дом», в котором она упоминается, оставалось еще три года.
А пока, Бартон Райт продолжает развертывать бурную деятельность. В 1900 году он открывает «Школу бартитсу и физической культуры», а уже в 1901, в лондонском квартале Сохо создает «Академию бартитсу». В этой академии, студенты Райта берут индивидуальные уроки у японских, французских, швейцарских и английских инструкторов. Странно: создав свой собственный стиль, автор бартитсу предпочитает, чтобы отдельные подразделы преподавали именно национальные кадры. То есть, для джиу-джитсу – японский инструктор, для савата – француз… При чем, именно так: подразделы бартитсу изучались в академии не суммарно, а по отдельности.
Неутомимый экспериментатор Бартон Райт пытается искать новые пути развития и в старинных боевых искусствах. В кратчайшие сроки, в академии было поставлено на поток обучение фехтованию на двуручных мечах, а так же на шпагах и дагах, для работы с которыми использовали принципы классического фехтования. Кроме того, в арсенал академика бартитсу, в 1901 вошел еще один боевой элемент – зонтик. И, кстати, при академии были созданы первые специализированные курсы женской самообороны.
Однако, несмотря на мощную коммерческую основу всего предприятия, академия бартитсу просуществовала на удивление мало. Уже в 1903 году Бартону Райту пришлось прекратить ее деятельность. Причиной стали ошибочная ценовая политика, проблемы с налоговыми инспекциями и несколько скандальных историй, связанных с неудачной организацией показательных выступлений.
Одним словом, в 1903 году боевое искусство бартитсу фактически прекратило свое существование.
И, вероятнее всего, было бы оно забыто окончательно, если бы не одно обстоятельство. А именно, в том же самом, 1903 году, Артур Конан Дойль приступил к написанию своего нового рассказа о приключениях Шерлока Холмса. И вот, дойдя до сцены смертельного поединка сыщика с профессором Мариарти, который, как мы помним, состоялся у подножия Рехинбахского водопада, писатель вдруг вспомнил какое-то борцовское шоу, трехлетней давности. Название экзотического боевого искусства почти вылетело у него из головы, но, поднапрягши память, Конан Дойль уверенно вывел странное словечко – «баритсу»… В таком вот виде оно и дошло до сегодняшнего дня, проникнув даже на нашу шестую часть суши.
Кроме орфографической ошибки писателя, налицо здесь и другие разночтения. Так например, информация о бартитсу появилась не раньше 1899 года, а поединок у Рехинбахского водопада состоялся 4 мая 1891 года, саму борьбу Конан Дойль называет японской а это верно лишь на 25 процентов. Но, для художественного произведения такие мелочи, разумеется, не важны! Во всяком случае, с помощью Конан Дойля, идея бартитсу заметно пережила своего создателя.
Бартон Райт умер в 1951 году, в возрасте 91 года. Его жизнь после бартитсу напоминает, скорее, похождения авантюриста, нежели отшельничество патриарха. А на его надгробии сейчас еще можно видеть короткую эпитафию – «Могила нищего».
Тем временем, уже в начале XXI века, интерес к бартитсу неожиданно возродился в некоторых единоборческих кругах. Новых адептов возглавил Тони Вульф – американец новозеландского происхождения, выпустивший, в 2005 году объемную книгу, в которой раскрыл сразу два направления бартитсу – старинное, теперь уже каноническое и современное.
Тони Вульф, так же как когда-то Бартон Райт полон энергии и обладает прекрасной техникой. Кроме написания работ по бартитсу, Тони организует семинары и мастерклассы, самый дорогой из которых проходит в мае у подножия Рехинбахского водопада. Техника бартитсу, в изложении Тони, своеобразна и заслуживает отдельного описания.
Но это, как вы понимаете, уже совсем другая история.

Школа Фехтовальных
Искусств
www.riposte.ru

Русский клуб бартитсу

Адрес: Санкт-Петербург


E-mail: bartitsu@mail.ru; smishenev@mail.ru

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz